22 октября 2012 года в Москве в рамках VIII международного автотранспортного форума (МАФ-2012) прошло заседание Круглого стола по теме: «Развитие социального партнерства в целях улучшения социально-экономического состояния отраслевых предприятий и их работников»
22 октября 2012 года в Москве в рамках VIII международного автотранспортного форума (МАФ-2012) прошло заседание Круглого стола по теме: «Развитие социального партнерства в целях улучшения социально-экономического состояния отраслевых предприятий и их работников».
Участниками заседания была принята Резолюция, с которой предлагаем Вам ознакомиться.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола по теме «Развитие социального партнерства в целях улучшения социально-экономического состояния отраслевых предприятий и их работников»
VIII Международный автотранспортный форум МАФ-2012 |
|
г. Москва
22 октября 2012 года |
Участники Круглого стола отмечают, что между работодателями организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта, их представителями, отраслевыми органами власти и управления и организациями Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства сложились конструктивные партнерские отношения.
Они основываются на взаимной заинтересованности в создании благоприятных условий для производственной деятельности транспортных предприятий, необходимой нормативно-правовой базы, определяющей их права и гарантии, обеспечении справедливых взаимоотношений между субъектами рынка работ и услуг, установлении здоровых и безопасных условий, достойной оплаты труда работников.
В сфере труда социальное партнерство осуществляется на основе постоянно заключаемых на федеральном, региональном и территориальном уровнях отраслевых соглашений и коллективных договоров.
Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011-2013 годы установлены для работников минимальные гарантии по условиям, оплате и охране труда, дополнительные льготы и компенсации.
В 40% субъектов Российской Федерации действуют региональные и территориальные отраслевые соглашения.
Более чем в 84% отраслевых организаций заключены коллективные договоры.
В результате во многих предприятиях производится индексация тарифных ставок работников с учетом роста потребительских цен. По согласованию с представительными органами работников работодателями принимаются решения об установлении систем оплаты труда и премирования, режимов труда, привлечения к работе в выходные дни и в сверхурочное время, утверждаются графики работы и отпусков и др.
В регионах объединения работодателей и комитеты территориальных профорганизаций совместно организуют конкурсы профессионального мастерства, по охране труда, отраслевые праздники, спортивно-культурные мероприятия для работников и членов их семей.
Значительное место в социальном партнерстве отводится решению первоочередных проблем автомобильного и городского пассажирского транспорта.
Активно ставятся вопросы совершенствования нормативной правовой базы деятельности, обеспечения стабильного финансирования с учетом экономически обоснованных нормативов затрат предприятий, полной компенсации расходов, связанных с перевозкой пассажиров, обладающих льготами по оплате проезда, возобновления механизмов софинансирования приобретения подвижного состава для городских и пригородных маршрутных перевозок пассажиров, снижения финансовой нагрузки на бизнес от нововведений в области безопасности на транспорте, страхования гражданской ответственности.
С органами власти обсуждается необходимость освобождения отрасли от «нелегальных» перевозчиков, которые в ряде территорий насчитывают до 70%, исключения необоснованного скачкообразного роста цен на автомобильное топливо и электроэнергию, потребляемую городским электрическим транспортом.
Эффективное взаимодействие работодателей, профсоюза с Министерством транспорта, Государственной Думой, Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации в последние годы способствовали ускорению принятия «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», восстановлению в Трудовом кодексе РФ гарантии и компенсации работникам, чья работа протекает в пути или имеет разъездной характер.
С учетом согласования интересов государства, бизнеса и работников Минтрансом России приняты Положения об особенностях режима труда и отдыха водителей автомобилей, трамвая, троллейбуса, определен Перечень необходимых работ, выполняемых при забастовке, определен перечень профессий, чья работа связана с движением транспортных средств, утвержден знак отличия «За безаварийную работу», который имеет большое стимулирующее значение для повышения безопасности дорожного движения, ряд других документов.
Поддерживается взаимодействие с Федеральной службой по труду и занятости в сфере защиты трудовых прав работников отрасли.
Вместе с тем, участники Круглого стола отмечают, что социальное партнерство в отрасли нуждается в совершенствовании.
Не везде соблюдаются условия заключенных соглашений и договоров.
Только 40% предприятий автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта применяют установленную в отрасли минимальную тарифную ставку рабочих 1 разряда, которая на 1 октября 2012 года составляет 4594 рубля в месяц. Уровень оплаты труда работников, как правило, ниже, чем в среднем по региону, в котором располагается предприятие, что создает предпосылки к оттоку профессиональных кадров из отрасли, созданию дефицита рабочей силы.
Доля иногородних и иностранных рабочих на городском пассажирском транспорте, без учета данных по г.Москве, составляет в настоящее время 10,8%, и в ряде регионов из года в год увеличивается.
Молодежь не задерживается на предприятиях и уходит в поиске лучших условий работы. Как правило, в отрасли отсутствуют социальные лифты, обеспечивающие профессиональный и карьерный рост молодых работников.
Во многих отраслевых организациях не обеспечивается в полном объеме проведение профилактических мероприятий по охране труда, не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, нарушаются нормы выдачи спецодежды и профилактического питания.
Несмотря на принимаемые меры, транспортному сообществу не удалось добиться от органов власти установления справедливой системы финансирования городского наземного пассажирского транспорта, обеспечивающей полное покрытие расходов предприятий, и возможность воспроизводства, обновления подвижного состава.
Многие организации имеют неудовлетворительное финансовое положение, самортизированный подвижной состав.
В отрасли не определены четкие ориентиры развития городского пассажирского транспорта. Остается несовершенной нормативная правовая база. Несмотря на то, что более 95% троллейбусов и трамвайных вагонов находятся в государственной и муниципальной собственности, не выработаны единые подходы органов власти и управления к организации перевозок пассажиров электрическим транспортом в городах.
Отсутствует программа действий по защите отечественных отраслевых предприятий и их работников в связи с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию, либерализацией рынка труда, товаров и услуг.
При этом в некоторых субъектах Российской Федерации органы власти отказываются от заключения региональных отраслевых соглашений.
В ряде регионов развитие социального партнерства сдерживается отсутствием объединений работодателей, что не позволяет сформировать легитимную сторону их представителей в отраслевых соглашениях.
Из-за отсутствия должного внимания властных структур к потребностям работников и предприятий автотранспорта и горэлектротранспорта профсоюзные органы вынуждены прибегать к проведению массовых коллективных действий. Только в 2012 году профсоюзные акции протеста были организованы в 7 городах России.
Участники Круглого стола считают, что социальное партнерство в отрасли нуждается в дальнейшем развитии, углублении взаимодействия между его сторонами.
Участники Круглого стола РЕШИЛИ:
1. Призвать органы власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодателей отраслевых организаций и их объединения, работников в лице профсоюза:
1.1. развивать социальный диалог в целях согласования интересов государства — в области удовлетворения потребностей населения в транспортном обслуживании, бизнес-сообщества — в обеспечении стабильной деятельности транспортных предприятий, развитии предпринимательства, работников – в достижении достойного уровня жизни, совершенствовать формы, методы и тактику совместных действий;
1.2. обеспечить эффективное взаимодействие в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающего увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы работников на автомобильном, городском электрическом транспорте в 1,4-1,5 раза;
1.3. заключать отраслевые соглашения на всех уровнях социального партнерства, коллективные договоры на предприятиях всех форм собственности;
1.4. обеспечить безусловное выполнение отраслевых соглашений во всех организациях, на которые они распространяются;
1.5. осуществлять постоянно проведение взаимных консультаций по различным вопросам деятельности с выработкой по ним взаимоприемлемой позиции;
1.6. в обязательном порядке учитывать мнение транспортного сообщества при принятии органами власти разных уровней и органами местного самоуправления решений, касающихся деятельности автомобильного и городского электрического транспорта.
С этой целью предлагается обеспечить:
— представительство работников и работодателей организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта в региональных и территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, общественных, координационных советов, создаваемых при органах власти разных уровней;
— участие представителей работников и работодателей организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта в экспертизе законодательных и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность автомобильного и городского электрического транспорта;
1.7. продолжить осуществление совместных действий, направленных на:
— повышение безопасности труда, выполнение норм и правил по охране труда, своевременное проведение в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечение в полном объеме работников спецодеждой и спецпитанием, усиление профилактики аварийности на автотранспорте;
— улучшение социально-бытовых условий работников и членов их семей, организацию детского отдыха, культурно-массовых и спортивных мероприятий;
1.8. осуществлять взаимное информирование о деятельности и принимаемых решениях.
2. Рекомендовать социальным партнерам рассмотреть вопросы:
2.1. воссоздания комиссий общественного контроля за безопасностью дорожного движения на предприятиях;
2.2. организации и проведения совместного обучения руководителей предприятий и профсоюзного актива по трудовым и социальным вопросам;
2.3. принятия мер, направленных на вовлечение в объединения работодателей и в Профсоюз новых членов, в том числе из числа частных предприятий, индивидуальных предпринимателей.
3. Считать необходимым органам государственной власти Российской Федерации:
3.1. ускорить принятие Федерального закона «Об основах организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого в первом чтении Государственной Думой ФС РФ;
3.2. утвердить Методические рекомендации по расчету тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования с учетом положений Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту;
3.3. утвердить социальные государственные стандарты на транспортное обслуживание населения;
3.4. определить и установить, начиная с 2013 года, преференции для предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта в связи:
— с увеличенной фискальной нагрузкой из-за роста акцизов на нефтепродукты при сохранении транспортного налога;
— дополнительными обременениями, связанными с обеспечением согласно Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» комплекса мероприятий, включающего, в том числе, установку средств видеонаблюдения и распознавания запрещенных предметов, оборудование транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
— введением страхования гражданской ответственности перевозчика в соответствии с Федеральным законом от 14 июня2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;
3.5. утвердить профессиональные стандарты для различных категорий работников на автомобильном и городском электрическом транспорте;
3.6. обеспечить реальную действенность государственного контроля за деятельностью организаций и частных предпринимателей на рынке автомобильных перевозок, исключающего их нелегальную работу, применение «серых» схем в организации своей деятельности, оплату труда работников «в конвертах»;
3.7. проработать вопрос возобновления реализации программы софинансирования приобретения нового подвижного состава из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
3.8. разработать с участием транспортного сообщества и утвердить комплексную Программу развития городского пассажирского транспорта до 2030 года;
3.9. провести анализ, составить прогноз последствий для отрасли в связи с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию, либерализацией рынка товаров и услуг, принять меры по повышению конкурентоспособности отраслевых организаций.
4. Предложить Министерству транспорта Российской Федерации согласовывать Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту в целях применения его норм при определении цены транспортной работы на социальных перевозках, осуществляемых по государственным или муниципальным заказам.
Принято участниками Круглого стола 22 октября 2012 года
г.Москва МВЦ «Крокус-экспо»
Модератор Круглого стола,
Председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства |
В.И.Мохначев |