Основные изменения налогового законодательства с 2013 года

Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки,

привлечение к налоговой ответственности

(часть первая Налогового кодекса РФ)

 

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ,

Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ

 

1. Организации должны сдавать в инспекцию только

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность

 

С 1 января 2013 г. организации (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме того, в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ определен срок подачи годовой отчетности. Напомним, что ранее он был установлен не в Налоговом кодексе РФ, а в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и указывался в днях (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ).

Теперь годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нужно представлять не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта. При этом необходимо учитывать, что если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, 31 марта 2013 г. — воскресенье, следовательно, последним днем подачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2013 г. является 1 апреля (понедельник). Следует отметить, что согласно новому закону о бухучете обязательный экземпляр указанной отчетности органу государственной статистики необходимо представить также не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

 

2. В перечень понятий, используемых для целей налогового

законодательства, введен термин «коэффициент-дефлятор»

 

Пункт 2 ст. 11 НК РФ, в котором приведены понятия, используемые для целей налогового законодательства, дополнен термином «коэффициент-дефлятор». Это показатель, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый путем умножения коэффициента-дефлятора, применявшегося в предшествующем календарном году, на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Напомним, что корректирующий коэффициент-дефлятор применяется, в частности, для целей НДФЛ, ЕНВД, УСН и патентной системы налогообложения.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 11 НК РФ, коэффициенты-дефляторы определяются Минэкономразвития России в соответствии с данными государственной статистической отчетности и должны быть официально опубликованы в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором они устанавливаются. Следует отметить, что на 2013 г. коэффициент-дефлятор для целей УСН и патентной системы установлен ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ в размере, равном единице.

Введение единого понятия коэффициента-дефлятора позволит исключить неоднозначность его толкования.

 

 

Акцизы (глава 22 НК РФ)

 

Федеральный закон от 29.11.2012 N 203-ФЗ

 

1. Увеличены некоторые ставки акцизов

 

В новой редакции п. 1 ст. 193 НК РФ скорректированы ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и прямогонный бензин, которые будут применяться в 2013 и 2014 гг.

Так, операции с автомобильным бензином класса 4 с 1 января 2013 г облагаются акцизами по ставке 8560 руб. за 1 т. Однако с 1 июля 2013 г. ставка будет повышена и составит 8960 руб. за 1 т. Также во втором полугодии 2013 г. изменятся ставки на автомобильный бензин класса 5 (5750 руб. за 1 т вместо 5143 руб. за 1 т), дизельное топливо классов 4 и 5 (5100 руб. за 1 т вместо 4934 руб. за 1 т и 4500 руб. за 1 т вместо 4334 руб. за 1 т соответственно). Кроме того, повышены ставки на прямогонный бензин. С 1 января 2013 г. они составят 10 229 руб. за 1 т (ранее планировалось 9617 руб. за 1 т), а с января 2014 г. — 11 252 руб. за 1 т (вместо 10 579 руб. за 1 т).

 

 

Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)

 

Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ,

Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ

 

1. Скорректирован порядок определения остаточной стоимости

основного средства, по которому была применена

амортизационная премия

 

Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ). С 1 января 2013 г. п. 1 ст. 257 НК РФ предусмотрен особый порядок расчета остаточной стоимости основного средства, в отношении которого налогоплательщик ранее применил амортизационную премию. Вместо показателя «первоначальная стоимость» следует использовать показатель стоимости, по которой этот объект включен в амортизационную группу (подгруппу), т.е. величину, равную разнице между первоначальной стоимостью и учтенной в расходах амортизационной премией (абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ).

Таким образом, остаточная стоимость в данном случае рассчитывается по формуле:

ОС = (ПС — АП) — АО x n,

где

ОС — остаточная стоимость основного средства,

ПС — первоначальная стоимость основного средства,

АП — амортизационная премия,

АО — сумма ежемесячных амортизационных отчислений,

n — количество месяцев эксплуатации основного средства.

До 1 января 2013 г. Налоговый кодекс РФ не содержал особого порядка определения остаточной стоимости основного средства, в отношении которого применялась амортизационная премия. Это обстоятельство являлось причиной споров, связанных с определением остаточной стоимости основного средства при реализации его ранее пяти лет с моменты ввода в эксплуатацию. Напомним, что в последних разъяснениях Минфина России указывалось, что остаточная стоимость основного средства определяется как его первоначальная стоимость за минусом амортизационной премии и суммы начисленной за период эксплуатации амортизации (Письма от 09.10.2012 N 03-03-06/1/527, от 27.08.2012 N 03-03-06/1/425, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/404, от 27.07.2012 N 03-03-06/1/367, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/737).

 

2. Правило о восстановлении амортизационной премии

применяется только при реализации основного средства

взаимозависимому лицу до истечения пяти лет с момента ввода

указанного средства в эксплуатацию

 

Требование о восстановлении амортизационной премии при реализации объекта, в отношении которого данная премия применялась, в пределах пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию с 1 января 2013 г. действует, только если объект продается лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ). В других случаях восстанавливать амортизационную премию не нужно.

Кроме того, в абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ теперь прямо указано, что восстановленные суммы амортизационной премии учитываются во внереализационных доходах в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была осуществлена такая реализация. Отметим, что ранее Налоговый кодекс РФ не содержал подобного уточнения. Поэтому у налогоплательщиков возникал вопрос, когда восстанавливается амортизационная премия: в периоде ее применения или в периоде реализации основного средства. Минфин России разъяснял, что сумма восстановленной амортизационной премии должна включаться в доходы того периода, в котором осуществлена реализация (Письма от 28.09.2012 N 03-03-06/1/510, от 22.06.2011 N 03-03-06/2/102, от 04.02.2011 N 03-03-06/1/61).

Особое внимание следует обратить на расчет остаточной стоимости объекта, к которому применялась амортизационная премия и который продается взаимозависимому лицу.

Согласно общему порядку, установленному в п. 1 ст. 257 НК РФ, в данном случае вместо показателя первоначальной стоимости используется стоимость, по которой объекты были включены в амортизационные группы (подгруппы). То есть значение показателя равно разнице первоначальной стоимости и амортизационной премии (абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ).

С 1 января 2013 г. в подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ появился новый абзац, которым предусмотрено, что при реализации взаимозависимому лицу основного средства, в отношении которого применялась амортизационная премия, до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию остаточная стоимость такого объекта увеличивается на сумму расходов, включенных в состав внереализационных доходов в соответствии с абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ. Иными словами, к сумме остаточной стоимости нужно прибавить сумму восстановленной амортизационной премии. Тем самым уменьшится финансовый результат от реализации основного средства. Таким образом, восстановление амортизационной премии в доходах нивелируется увеличением остаточной стоимости продаваемого объекта. В итоге сумма налога с дохода от реализации основного средства в рассматриваемом случае будет одинаковая независимо от того, продается этот объект взаимозависимому лицу или нет.

 

3. Дата начала начисления амортизации по основным

средствам, права на которые подлежат государственной

регистрации, определяется в общем порядке

 

С 1 января 2013 г. утратил силу п. 11 ст. 258 НК РФ, в соответствии с которым основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в силу законодательства РФ, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав. Поэтому теперь дата начала амортизации любых объектов амортизируемого имущества определяется в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

В связи с внесением в ст. 258 НК РФ поправок дата госрегистрации на начало амортизации не влияет.

 

4. Уточнены основания для признания в целях налога

на прибыль задолженности безнадежным долгом

 

В соответствии с дополнениями в п. 2 ст. 266 НК РФ с 1 января 2013 г. безнадежными признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Это правило применяется, если взыскателю возвращается исполнительный документ по следующим основаниям:

— невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию такого имущества оказались безрезультатными.

 

5. Предельная величина для признания в расходах процентов

по долговым обязательствам осталась прежней

 

Проценты по долговым обязательствам для целей налога на прибыль нормируются. Согласно п. 1.1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, учитываемых в расходах, с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно принималась равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза — при оформлении долгового обязательства в рублях или в 0,8 раза — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Действие указанных лимитов продлено на весь 2013 г. (изменение в п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

 

6. Уточнен порядок учета доходов от реализации

недвижимого имущества

 

В новом абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ закреплено, что доход от реализации недвижимого имущества признается для целей налога на прибыль на дату передачи недвижимости приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче.

Напомним, что до 1 января 2013 г. момент признания выручки от реализации недвижимого имущества вызывал большое количество споров. После 1 января 2013 г. подобные споры прекратятся, поскольку момент признания доходов от реализации недвижимости прямо определен в абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ и он не зависит от даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

 

 

Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)

 

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ

 

1. Ограничения на применение УСН

 

Предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право на применение УСН, остался равным 60 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Аналогичная величина ранее была установлена во временно действовавшем п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). Напомним, что лимит доходов для перехода на УСН не должен превышать 45 млн руб. за девять месяцев (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). При этом с 1 января 2013 г. возобновляет действие положение об индексации лимита доходов для применения УСН на коэффициент-дефлятор (абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). Коэффициент-дефлятор на 2013 г. установлен в размере единицы (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).

Скорректировано одно из требований, ограничивающих право на применение УСН: из подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ исключены слова «нематериальные активы». Соответственно, указанный спецрежим вправе применять организации, у которых лимит остаточной стоимости амортизируемого имущества в 100 млн руб. не превышает только остаточная стоимость основных средств. Теперь остаточная стоимость нематериальных активов не влияет на право организации применять УСН.

Следует обратить внимание на то, что налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, которые одновременно применяют УСН и патентную систему, для соблюдения максимальной величины, ограничивающей право на применение УСН, при определении доходов должны учитывать доходы по двум этим спецрежимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В перечне ограничений на применение УСН появилось новое положение, согласно которому при непредставлении уведомления о переходе на УСН в установленные сроки налогоплательщики не вправе применять данный спецрежим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

 

2. Установлены специальные сроки уплаты налога

и представления декларации при утрате права

на применение УСН

 

Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ при нарушении ограничений, установленных для применения УСН, налогоплательщик утрачивает право на применение этого спецрежима. Теперь уточнено, что в таком случае уплатить налог и подать декларацию он должен не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение данного спецрежима (п. 7 ст. 346.21 и п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

 

3. Прекращение деятельности, в отношении

которой применялась УСН

 

В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась УСН, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уведомление не позднее 15 рабочих дней с даты прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Как пояснил Минфин России, под прекращением деятельности, в отношении которой применялся данный спецрежим, следует понимать прекращение всех видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась УСН (Письмо от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123).

Кроме того, для налогоплательщиков, прекративших осуществлять рассматриваемую деятельность, установлены особые сроки уплаты налога и представления декларации по УСН. В таком случае и то и другое нужно сделать не позднее 25 числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность (п. 7 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

 

4. Увеличен срок, отведенный

на уведомление инспекции о переходе на УСН вновь

зарегистрированным налогоплательщиком

 

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный предприниматель уведомление о переходе на УСН должны подать в инспекцию не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Напомним, что ранее на это отводилось лишь пять рабочих дней.

Следует отметить, что нарушение срока представления уведомления о переходе на УСН влечет неправомерность применения данного спецрежима (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

 

5. Признание расходов на НИОКР при применении УСН

 

Изменения затронули признание расходов на научные исследования или опытно-конструкторские разработки. Указанные расходы для целей налога на прибыль учитываются в особом порядке в соответствии со ст. 262 НК РФ, и с 2012 г. действуют новые правила их признания . Некоторые виды расходов на НИОКР налогоплательщики могут учитывать с применением коэффициента 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ). Это правило относится к НИОКР, которые входят в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее — Перечень).

Однако в подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в редакции, действующей до 1 января 2013 г.) содержалась ссылка только на п. 1 ст. 262 НК РФ. Оставался неясным вопрос о праве налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом «доходы минус расходы», использовать коэффициент 1,5 при признании расходов на НИОКР из Перечня, указанного в п. 7 ст. 262 НК РФ.

Минфин России разъяснял, что такие налогоплательщики могут применять повышающий коэффициент в порядке, установленном ст. 262 НК РФ (Письмо от 13.02.2012 N 03-11-06/2/23).

С 2013 г. мнение финансового ведомства закреплено законодательно: согласно подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы на НИОКР признаются в соответствии со всеми нормами ст. 262 НК РФ.

 

6. Налоги, удержанные на территории

иностранных государств, применяющие УСН налогоплательщики

могут учитывать в расходах

 

Согласно подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в редакции, действующей до 1 января 2013 г.) налогоплательщики, применяющие УСН с объектом «доходы минус расходы», могли учитывать в расходах суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. С 2013 г. из данной нормы исключены слова «Российской Федерации». Следовательно, при определении налоговой базы можно учесть суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах как российским, так и других стран.

Следует отметить, что ФНС России и Минфин России разъясняют следующее: при применении УСН зачесть налоги, уплаченные за границей, нельзя. По мнению чиновников, нормы соглашений об избежании двойного налогообложения на УСН не распространяются (Письма ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9680@, от 04.05.2011 N КЕ-4-3/7257@; Минфина России от 29.05.2012 N 03-11-09/40 (доведено до нижестоящих органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9681@)). Учитывать в расходах налоги, удержанные на территории иностранных государств, также не было оснований, поскольку перечень расходов, содержащийся в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является закрытым. Теперь в связи с поправкой в подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ у налогоплательщиков такая возможность появилась.

 

7. Переоценка имущества в виде валютных ценностей

и требований (обязательств), стоимость которых выражена

в иностранной валюте, не производится

 

С 1 января 2013 г. при расчете налоговой базы не учитываются расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (подп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ утратил силу). При этом в новом п. 5 ст. 346.17 НК РФ прямо указано, что такая переоценка не производится, доходы и расходы по ней не определяются и не учитываются.

 

8. Изменен порядок уменьшения единого налога на суммы

страховых взносов и социальных пособий

 

Для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом «доходы», уточнен порядок уменьшения единого налога (авансовых платежей по налогу) на суммы страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС, а также пособий по временной нетрудоспособности. Теперь он регулируется п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, а ранее действовавший абз. 2 п. 3 данной статьи с 1 января 2013 г. утрачивает силу.

Среди нововведений в указанном порядке выделим следующие.

Во-первых, как и прежде расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности можно учесть при расчете единого налога. Однако теперь в подп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ установлено:

— пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые работникам при наступлении несчастного случая на производстве или в связи с профзаболеванием, единый налог не уменьшают;

— суммы пособий учитываются только в части, оплаченной работодателем за дни временной нетрудоспособности работника в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ за счет средств работодателя оплачиваются первые три дня нетрудоспособности. Следует отметить, что ранее в Налоговом кодексе РФ такой конкретизации не было.

В заключение отметим, что ограничение для уменьшения налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом «доходы», суммы единого налога (авансового платежа по налогу) на страховые взносы и пособия, указанные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, осталось прежним — не более 50 процентов. А если такими налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, то единый налог (авансовый платеж по налогу) они уменьшают на всю сумму взносов, уплаченных в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Если сумма уплаченных взносов равна или превышает сумму налога, то налог не уплачивается (Письмо Минфина России от 13.02.2012 N 03-11-11/42).

 

 

 

Единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ)

 

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ,

Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ

 

1. Переход на уплату ЕНВД добровольный

 

С 2013 г. применение системы налогообложения в виде ЕНВД не является обязательным (п. 1 ст. 346.28 НК РФ). Организации и индивидуальные предприниматели могут добровольно перейти на данный спецрежим при соблюдении установленных ограничений, а также если на соответствующей территории такой режим введен органами местного самоуправления. С 2018 г. ЕНВД будет отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ).

Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, должны встать на учет в качестве плательщика единого налога в налоговом органе, подав заявление по установленной форме в течение пяти рабочих дней с начала применения ЕНВД (п. п. 2 и 3 ст. 346.28, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом датой постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД считается дата начала применения этого спецрежима, указанная налогоплательщиком в заявлении.

Плательщики ЕНВД вправе перейти на иной режим налогообложения со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.28 НК РФ). При этом из-за нарушений требований, установленных для применения ЕНВД, по итогам квартала налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения уже с начала квартала, в котором допущены нарушения (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ).

 

 

2. Скорректирован порядок снятия с учета в качестве

плательщика ЕНВД

 

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ заявление о снятии с учета в качестве плательщика единого налога с 2013 г. необходимо подавать не только при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, но и в случаях:

— перехода на иной режим налогообложения;

— нарушения требований, установленных для применения ЕНВД в подп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.

Заявление о снятии с учета нужно подать в инспекцию в течение пяти рабочих дней с момента прекращения деятельности, перехода на иной режим или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения установленных требований (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Датой снятия с учета считается указанная налогоплательщиком в заявлении дата прекращения деятельности, или дата перехода на иной режим налогообложения, или дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения в связи с нарушением требований, установленных для применения УСН. При нарушении срока представления заявления о снятии с учета в связи с прекращением деятельности датой снятия с учета является последний день месяца, в котором такое заявление представлено (абз. 5 п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Это означает, что уплатить единый налог придется за полный последний месяц ведения облагаемой ЕНВД деятельности, а не за фактическое число дней ее осуществления в соответствии с п. 10 ст. 346.29 НК РФ. Как отмечено ФНС России в Письме от 30.08.2012 N ЕД-4-3/14362@, такая мера введена в целях стимулирования хозяйствующих субъектов, прекративших (приостановивших) деятельность, подпадающую под ЕНВД, к снятию с учета в качестве плательщиков ЕНВД.

 

3. Ограничение для применения ЕНВД по количеству работников

определяется исходя из их средней численности

 

С 1 января 2013 г. лимит по количеству работников для перехода и утраты права на применение ЕНВД определяется исходя из средней численности сотрудников, а не среднесписочной, как ранее (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26, абз. 37 ст. 346.27 НК РФ). Ограничение при этом осталось прежним — 100 человек.

Напомним, что показатель «средняя численность» включает в себя среднесписочную численность, а также среднюю численность работающих по внешнему совместительству и по гражданско-правовым договорам (п. 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435).

Таким образом, теперь число работников, которые учитываются для целей применения ЕНВД, увеличилось.

По-прежнему, согласно п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ если по итогам налогового периода средняя численность работников превышает 100 человек, то налогоплательщик утрачивает право на применение этого спецрежима и переходит на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были нарушены установленные требования. При этом следует обратить внимание, что до 2013 г. после перехода на общий режим налогообложения из-за несоответствия численности работников налогоплательщик возвращался к применению ЕНВД с квартала, следующего за тем, в котором было устранено данное нарушение.

 

 

4. Уточнены некоторые виды деятельности, в отношении

которых может применяться ЕНВД

 

С 2013 г. ЕНВД применяется при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке не только автотранспортных средств, но и мототранспорта, а также при предоставлении для указанных средств во временное владение (в пользование) мест для стоянки (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, скорректировано само понятие «услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств» (ст. 346.27 НК РФ). С 1 января 2013 г. оно включает платные услуги по проведению техосмотра транспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ, а в случаях, предусмотренных международными договорами, — за ее пределами. Соответственно, при осуществлении таких услуг можно применять ЕНВД. В подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ уточнено, что ЕНВД может применяться при размещении рекламы с использованием внутренних и внешних поверхностей транспортных средств. Ранее формулировка данной нормы таких деталей не содержала.

 

5. Изменен порядок расчета вмененного налога,

если деятельность велась неполный месяц

 

Изменен порядок определения размера вмененного дохода за квартал, в течение которого производится постановка на учет в качестве плательщика единого налога или снятие с учета в связи с прекращением деятельности. С 1 января 2013 г. согласно п. 10 ст. 346.29 НК РФ расчет в указанных случаях осуществляется с даты постановки на учет (либо до дня снятия с учета) исходя из фактического количества дней осуществления деятельности. Напомним, что ранее в данной норме было закреплено, что вновь зарегистрированный налогоплательщик рассчитывает ЕНВД исходя из количества полных месяцев работы, начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации организации (предпринимателя). При прекращении деятельности в течение квартала ЕНВД не уплачивался начиная с первого числа месяца, в котором налоговым органом произведено снятие с учета в качестве налогоплательщика единого налога (Письмо Минфина России от 29.07.2009 N 03-11-06/3/196).

Формула для определения размера вмененного дохода за месяц, в котором организация или предприниматель встали на учет в качестве плательщика ЕНВД или снялись с такого учета, содержится в п. 10 ст. 346.29 НК РФ.

 

6. Скорректирован порядок уменьшения ЕНВД на страховые

взносы и социальные пособия

 

Для плательщиков ЕНВД уточнен порядок уменьшения единого налога на суммы страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС, а также пособий по временной нетрудоспособности. Среди изменений в п. 2 ст. 346.32 НК РФ необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, как и прежде расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности можно включить в расчет. Однако теперь в подп. 2 п. 2 ст. 346.32 НК РФ установлено:

— пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые работникам при наступлении несчастного случая на производстве или в связи с профзаболеванием, единый налог не уменьшают;

— учитываются суммы пособий только в части, оплаченной работодателем за дни временной нетрудоспособности работника в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ за счет средств работодателя оплачиваются первые три дня нетрудоспособности. Следует отметить, что ранее в Налоговом кодексе РФ такой конкретизации не было. Однако это следовало из подп. 4 п. 6.1 Порядка заполнения налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности (утв. Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@).

— уменьшить единый налог на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности за дни, оплаченные из средств работодателя, можно только в части, не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями. При этом у указанных организаций должны быть лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Кроме того, такие выплаты должны производиться по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).

Во-вторых, сумму единого налога можно уменьшить не только на взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС, а также расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, но и на платежи по договорам добровольного личного страхования, заключаемым со страховыми организациями в пользу работников (подп. 3 п. 2 ст. 346.32 НК РФ). Учет указанных платежей осуществляется, если:

— у страховых организаций имеются лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности;

— договоры заключаются в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) за дни, оплачиваемые работодателем;

— сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности за дни, оплачиваемые работодателем.

В-третьих, исчисленная за налоговый период сумма налога уменьшается на сумму страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС, уплаченных в данном налоговом периоде (подп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ), а не за этот же период времени, как это было установлено ранее. Данное изменение позволяет однозначно понимать установленное правило и избавит налогоплательщиков, уплативших страховые взносы за квартал после подачи декларации по ЕНВД за этот же квартал, от представления уточненной декларации. Дело в том, что до 2013 г. именно такой алгоритм действий рекомендовал налогоплательщикам Минфин России (Письма Минфина России от 08.08.2012 N 03-11-11/232, от 28.04.2012 N 03-11-11/138, от 22.07.2009 N 03-11-06/3/193). Аналогичной точки зрения придерживалась и ФНС России (Письмо ФНС России от 06.08.2010 N ШС-37-3/8521@).

И последнее, осталось прежним ограничение для уменьшения налогоплательщиком суммы ЕНВД на страховые взносы и пособия, указанные в п. 2 ст. 346.32 НК РФ, — не более 50 процентов (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Если же такими налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, то единый налог они уменьшают на всю сумму взносов, уплаченных в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Важно отметить, что из конструкции п. 2 и абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ следует, что предприниматели, имеющие работников, с 2013 г. не могут вычесть из суммы единого налога страховые взносы, перечисленные за себя. Согласно прежней редакции п. 2 ст. 346.32 НК РФ это было возможно.

 

 

Патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ)

 

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ

 

1. Общие положения

 

С 1 января 2013 г. порядок осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями с применением патента регулируется новой гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ, которая заменила действовавшую ранее ст. 346.25.1 НК РФ. Теперь, по сути, вместо стоимости патента при УСН уплачивается единый налог при патентной системе налогообложения.

Патентная система вводится в действие законами субъектов РФ (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Как подчеркнул Минфин России, если субъектом РФ принято такое решение, то вводить указанный спецрежим нужно обязательно по всем видам предпринимательской деятельности, перечисленным в п. 2 ст. 346.43 НК РФ (абз. 7 п. 1 Информационного сообщения). Законы о введении с 1 января 2013 г. патентной системы налогообложения на территории соответствующего субъекта РФ должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2012 г. (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).

По количеству позиций перечень видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система, сократился по сравнению с установленным для УСН на основе патента (с 69 до 47). Однако произошло это за счет укрупнения некоторых видов предпринимательской деятельности. Отметим, что с 1 января 2013 г. патент можно получить на ряд новых видов деятельности, в отношении которых ранее УСН на основе патента не применялся. К их числу относится, например, розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м или через объекты нестационарной торговой сети. Отметим, что в п. 3 ст. 346.43 НК РФ содержится перечень понятий, используемых для целей патентной системы, но он, за незначительными расхождениями, совпадает с понятиями, применяемыми для целей ЕНВД.

Кроме того, следует отметить, что в подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ предусмотрено право субъектов РФ устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно применение патентной системы. При этом указанные виды деятельности должны относиться к бытовым услугам в соответствии с ОКУН. Также субъекты РФ могут дифференцировать указанные в п. 2 ст. 346.43 НК РФ виды деятельности, если это возможно согласно ОКУН или ОКВЭД (подп. 1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

Патент по-прежнему выдается на срок от одного до двенадцати месяцев, но теперь только в пределах одного календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). Таким образом, срок действия патента не может переходить на следующий календарный год.

Как и при применении УСН на основе патента, предприниматель, перешедший на патентную систему, освобождается от уплаты НДФЛ, налога на имущество физлиц и НДС по деятельности, облагаемой в рамках патентной системы. Но по-прежнему придется уплатить НДС при ввозе товаров, а также в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом и т.д. (п. п. 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие патентную систему (так же, как и плательщики ЕНВД), вправе не использовать ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств (например, товарный чек или квитанция). Такое дополнение внесено в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

 

Переходные положения

С 1 января 2013 г. применение УСН на основе патента прекращается. В связи с этим патенты, выдаваемые с момента опубликования Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ, то есть с 25 июня 2012 г., должны иметь срок действия до 31 декабря 2012 г. Если же патент выдан до этой даты и срок его действия истекает после 1 января 2013 г., то такой патент действует по 31 декабря 2012 г., а его стоимость должна быть пересчитана (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ). В Письме от 31.10.2012 N ЕД-4-3/18419@ ФНС России разъяснила порядок такого перерасчета.

Стоимость патента на расчетный период рассчитывается как годовая стоимость патента, разделенная на 12 месяцев и умноженная на количество месяцев с даты начала действия документа до конца текущего года. Треть стоимости патента должна быть уплачена в течение 25 календарных дней с даты начала осуществления соответствующей деятельности (п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ). Однако после опубликования Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ в связи с перерасчетом стоимости патента должна быть пересчитана и сумма первого платежа. Следовательно, у налогоплательщика образуется переплата. Она подлежит зачету в счет уплаты оставшейся стоимости патента, которая согласно п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ должна быть перечислена в бюджет в течение 25 дней со дня окончания срока действия патента. Как уже указывалось, выданный в 2012 г. патент действует до 31 декабря 2012 г. Значит, оставшаяся часть стоимости должна быть перечислена в бюджет не позднее 25 января 2013 г. Она рассчитывается как разница стоимости патента на расчетный период и величины пересчитанного первого платежа.

ФНС России привела следующий пример. Предприниматель получил патент сроком действия с 1 июня 2012 г. по 31 мая 2013 г. Его стоимость составляет 22 500 руб. Таким образом, стоимость патента, пересчитанная на 7 месяцев его фактического действия (с 1 июня по 31 декабря 2012 г.), равна:

22 500 руб. / 12 мес. х 7 мес. = 13 125 руб.

Предприниматель до 25 июня 2012 г. оплатил 1/3 стоимости патента, то есть 7500 руб. (22 500 руб. / 3). После перерасчета в связи с опубликованием Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ первый платеж составляет 4375 руб. (13 125 руб. / 3). Таким образом, у налогоплательщика образовалась переплата в размере 3125 руб.

Оставшаяся часть стоимости патента в размере 8750 руб. (13 125 руб. — 4 375 руб.) должна быть уплачена до 25 января 2013 г. Принимая во внимание переплату, фактически предприниматель обязан перечислить 5625 руб. (8750 руб. — 3125 руб.).

Контролирующий орган обратил внимание на то, что оставшаяся часть стоимости патента может быть уменьшена на сумму обязательных страховых взносов предпринимателями, не имеющими наемных работников, без ограничений, а налогоплательщиками, выплачивающими вознаграждение физлицам, — не более чем на 50 процентов от стоимости патента на расчетный период.

Следует отметить, что согласно разъяснениям ФНС России излишне уплаченная в бюджет стоимость патента может быть по заявлению предпринимателя возвращена или зачтена в счет уплаты других налогов, в том числе в счет уплаты налога в рамках патентной системы. Порядок такого возврата и зачета предусмотрен ст. 78 НК РФ.

 

2. Условия начала применения патентной системы

 

По сравнению с УСН на основе патента сократился срок подачи в инспекцию заявления на выдачу патента. Он составляет не менее 10 рабочих дней до даты начала применения спецрежима против месяца при упрощенной системе (п. 2 ст. 346.45, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Предприниматель, который хочет получить патент с 1 января 2013 г., должен подать в инспекцию соответствующее заявление не позднее 20 декабря 2012 г. (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).

ФНС России в Письме от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20217@ отметила, что утверждение формы заявления на получение патента гл. 26.5 НК РФ не предусмотрено, поэтому предприниматели вправе подавать такое заявление в произвольной форме. Тем не менее указанным Письмом рекомендована форма данного заявления (форма N 26.5-1), содержащая максимальный перечень показателей ведения предпринимательской деятельности, от которых может зависеть размер потенциально возможного к получению годового дохода.

Кроме того, в отличие от действовавшего ранее порядка, с 1 января 2013 г. предпринимателю не нужно одновременно с заявлением на получение патента подавать заявление о постановке на учет, если он собирается осуществлять деятельность в субъекте РФ, где не зарегистрирован как налогоплательщик. В таком субъекте РФ налогоплательщик вправе подать заявление в любую инспекцию (п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

3

В течение пяти дней со дня получения заявления предпринимателю обязаны выдать патент или уведомить об отказе в выдаче. Форма патента (форма N 26.5-П) направлена нижестоящим налоговым органам Письмом ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20218@, а рекомендуемая форма уведомления об отказе в выдаче патента (форма N 26.5-2) — Письмом ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20217@. Перечень оснований для отказа инспекции в выдаче патента является закрытым (п. 4 ст. 346.45 НК РФ). Это:

а) несоответствие установленному перечню видов деятельности;

б) указание срока действия патента, не соответствующего возможным пределам его выдачи, установленным в п. 5 ст. 346.45 НК РФ;

в) нарушение установленного абз. 2 п. 8 ст. 346.45 НК РФ условия перехода на патентную систему, согласно которому при утрате права на ее применение или прекращении деятельности, в отношении которой оно было возможно, до истечения срока действия патента вновь перейти на патентную систему по этому же виду деятельности можно только со следующего календарного года;

г) недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы.

Следует отметить, что указанная в последнем пункте недоимка вряд ли может образоваться, так как при неуплате налога в установленные сроки предприниматель считается утратившим право на применение патентной системы и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода (п. 6 ст. 346.45 НК РФ). При этом налог, уплаченный к моменту утраты права, засчитывается в счет НДФЛ. Подробнее этот вопрос рассматривается в п. 4 «Утрата права на применение патентной системы или прекращение предпринимательской деятельности».

 

3. Ограничения на применение патентной системы

 

Как и УСН на основе патента, рассматриваемый спецрежим нельзя применять в отношении деятельности, которая осуществляется в рамках простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (п. 6 ст. 346.43 НК РФ).

Ранее при применении УСН на основе патента использовался показатель «среднесписочная численность», который не мог быть больше чем пять человек за налоговый период. С 2013 г. введен другой показатель — «средняя численность» наемных работников. Его максимальное значение — 15 человек. Напомним, что показатель «средняя численность» включает в себя среднесписочную численность, а также среднюю численность работающих по внешнему совместительству и гражданско-правовым договорам (п. 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435). Однако следует обратить внимание, что до 2013 г. это ограничение относилось только к деятельности, облагаемой в рамках УСН на основе патента. Для применения же патентной системы налогообложения предприниматель может привлекать не более 15 человек в целом по всем видам деятельности (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Сохранено ограничение, касающееся объема выручки, — не более 60 млн руб. в течение календарного года. При расчете данного показателя необходимо суммировать доходы, полученные от деятельности в рамках применения как патентной, так и упрощенной системы налогообложения (подп. 1, абз. 5 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

 

4. Утрата права на применение патентной системы

или прекращение предпринимательской деятельности

 

Если ограничения по численности работников или по объему выручки нарушены либо налог по патентной системе не уплачен в срок, налогоплательщик утрачивает право на применение данного спецрежима с начала налогового периода, то есть с даты выдачи патента. В этом случае ему следует уплатить налоги по общей системе как вновь зарегистрированному предпринимателю. При этом он может уменьшить НДФЛ за соответствующий период на сумму уже уплаченного единого налога (п. 7 ст. 346.45 НК РФ). Кроме того, согласно п. 7 ст. 346.45 НК РФ индивидуальные предприниматели, утратившие право на применение патентной системы, освобождаются от уплаты пеней в отношении авансовых платежей по налогам, которые должны были быть перечислены в бюджет по общему режиму налогообложения в течение срока действия патента. Напомним, что из трех налогов, от уплаты которых освобождается предприниматель при применении патентной системы, авансовые платежи предусматривает только НДФЛ (ст. 227 НК РФ).

Между тем следует отметить, что положения Налогового кодекса РФ не устанавливают освобождения от пеней при несвоевременной уплате НДС за кварталы, прошедшие с даты получения патента до момента утраты права на его применение.

О прекращении деятельности или об утрате права на применение спецрежима предприниматель обязан заявить в инспекцию в течение 10 календарных дней (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Он должен быть снят инспекцией с учета как налогоплательщик, применяющий патентную систему, в течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления (п. 3 ст. 346.46, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В отношении того вида деятельности, осуществление которого было досрочно прекращено или при осуществлении которого было утрачено право на применение патентной системы, предприниматель может вновь перейти на данный спецрежим не ранее чем со следующего календарного года. Ранее согласно абз. 4 п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ при утрате права на применение УСН на основе патента налогоплательщик мог перейти на этот спецрежим не ранее чем через три года.

 

5. Налоговая база

 

Налоговой базой признается денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система (п. 1 ст. 346.48 НК РФ). Его размер в отношении каждого вида деятельности устанавливается законом субъекта РФ.

При этом субъекты РФ также наделены правом дифференцировать размер такого дохода в зависимости от средней численности наемных работников или количества транспортных средств (подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Этой же нормой установлено, что в отношении сдачи в аренду помещений, розничной торговли и услуг общепита может быть предусмотрен разный размер потенциального годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов или их площадей. В этой связи Минфин России (Письма от 21.09.2012 N 03-11-10/43, от 30.08.2012 N 03-11-10/40) разъясняет, что размер данного дохода может быть установлен:

— на отдельный обособленный объект, в том числе магазин, павильон, ресторан, бар, киоск, палатку, торговый автомат, автолавку, автоприцеп;

— на 1 кв. м обособленного объекта, в частности, сдаваемого в аренду жилого (нежилого) помещения или земельного участка, магазина, павильона, кафе, столовой.

Финансовое ведомство отмечает также, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности субъектов РФ дифференцировать размер потенциально возможного к получению годового дохода налогоплательщика в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности (Письма от 20.08.2012 N 03-11-10/39, от 06.08.2012 N 03-11-10/31).

Пунктом 7 ст. 346.43 НК РФ установлены минимальный и максимальный размеры потенциального годового дохода на уровне 100 тыс. руб. и 1 млн руб. соответственно. Указанные предельные значения подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор (п. 9 ст. 346.43 НК РФ). Для 2013 г. он установлен в размере единицы (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ). При этом за субъектами РФ оставлено право увеличивать максимальный размер потенциального годового дохода в трех случаях. Во-первых, не более чем в три раза верхний предел может быть увеличен региональным законом в отношении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом, а также в отношении медицинской и фармацевтической деятельности, обрядовых и ритуальных услуг (абз. 2 подп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Во-вторых, субъекты РФ вправе увеличить максимальное значение потенциального годового дохода не более чем в десять раз по сравнению с установленным Налоговым кодексом РФ в отношении услуг по сдаче в аренду помещений, розничной торговли и общепита (абз. 4 подп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). И наконец, если предпринимательская деятельность осуществляется на территории города с численностью населения более 1 млн человек, то максимальный предел налоговой базы, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, может быть увеличен в отношении всех видов деятельности, но не более чем в пять раз (абз. 3 подп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

Следует отметить, что при установлении потенциального годового дохода в рамках патентной системы субъекты РФ вправе не принимать во внимание значение базовой доходности по ЕНВД, если вид деятельности подпадает под указанные спецрежимы. Напомним, соответствующее положение было установлено п. п. 7 и 7.1 ст. 346.25.1 НК РФ для УСН на основе патента (размер потенциального годового дохода не должен был превышать увеличенную в 30 раз базовую доходность по одному и тому же виду деятельности).

 

6. Налоговая ставка и порядок уплаты налога

 

Налоговая ставка составляет шесть процентов от потенциально возможного годового дохода (ст. 346.50 НК РФ). Таким образом, платеж при применении патентной системы рассчитывается, по существу, в том же порядке, что ранее стоимость патента. При этом если патент выдан на срок менее 12 месяцев, то сумма налога, подлежащего уплате по месту учета налогоплательщика, пересчитывается исходя из количества месяцев срока действия патента (п. 1 ст. 346.51 НК РФ).

А вот порядок уплаты налога на патентной системе значительно отличается от действующего до 2013 г. порядка оплаты стоимости патента. Теперь он зависит от периода, на который выдан патент. Если этот срок меньше шести месяцев, налог полностью уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. Если же патент выдан на более длительный период, то в данный срок уплачивается лишь треть суммы. Оставшуюся часть налогоплательщик перечисляет не позднее 30 календарных дней до момента окончания налогового периода (ст. 346.51 НК РФ). При этом налоговый период заканчивается в последний день действия патента либо в день досрочного прекращения предпринимательской деятельности, указанный в соответствующем заявлении (ст. 346.49 НК РФ).

Обращаем внимание на то, что исходя из сопоставления норм подп. 3 п. 6 ст. 346.45, п. 3 ст. 346.49, под. 2 п. 2 ст. 346.51 НК РФ, если по патенту, полученному на срок более полугода, налог уплачен позднее, чем за 30 календарных дней до прекращения деятельности, налогоплательщик будет считаться утратившим право на применение патентной системы и перешедшим на общий режим с начала налогового периода.

Налоговая декларация, как и ранее при применении УСН на основе патента, представляться не должна (ст. 346.52 НК РФ).

 

7. Стоимость патента не уменьшается на сумму

страховых взносов

 

В главе о патентной системе не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов на обязательное страхование. Это ухудшает положение налогоплательщиков, перешедших на патентную систему с 2013 г., по сравнению с предпринимателями, применявшими УСН на основе патента. Напомним, что ранее согласно п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ вторую часть (2/3) стоимости патента можно было уменьшить на размер взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

 

8. Налоговый и бухгалтерский учет

 

Учет доходов предприниматели ведут в книге учета доходов по патентной системе, форму и порядок заполнения которой должен утвердить Минфин России (п. 1 ст. 346.53 НК РФ).

Налогоплательщики в рамках данного спецрежима применяют кассовый метод. При этом в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 346.53 НК РФ датой получения дохода признается:

— день выплаты дохода в денежной форме, в том числе перечисления средств на счета предпринимателя либо по его поручению на счета третьих лиц;

— день передачи дохода в натуральной форме;

— день получения иного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также день погашения задолженности иным способом;

— дата оплаты векселя при использовании его в расчетах за товары (работы, услуги, имущественные права).

Следует отметить, что согласно п. 5 ст. 346.53 НК РФ доход в иностранной валюте предприниматель, применяющий патентную систему, пересчитывает в рубли по курсу Банка России на дату получения такого дохода.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен единственный случай, когда предприниматель может уменьшить свои доходы: при возврате ранее полученных сумм предоплаты (п. 4 ст. 346.53 НК РФ).

Кроме того, установлена обязанность предпринимателя вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, если помимо деятельности в рамках патентной системы он осуществляет иные виды деятельности с применением других режимов налогообложения (п. 6 ст. 346.53 НК РФ).

Помимо вышеизложенного следует отметить, что исходя из подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предприниматели вправе не вести бухгалтерский учет в отношении деятельности, облагаемой в рамках патентной системы, так как они обязаны вести налоговый учет доходов на основании п. 1 ст. 346.53 НК РФ. Эту точку зрения разделяет и Минфин России (абз. 43 п. 1 Информационного сообщения Минфина России).

 

Транспортный налог (глава 28 НК РФ)

 

Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ

 

1. Если ставки транспортного налога законом субъекта РФ

не определены, то применяются ставки, установленные

Налоговым кодексом РФ

 

В ст. 361 НК РФ введено новое правило (п. 4), согласно которому налогообложение производится по ставкам транспортного налога, установленным в п. 1 указанной статьи, если законами субъектов РФ ставки не определены.

 

Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)

 

Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ

 

1. Расширен перечень основных средств, не признаваемых

объектом обложения налогом на имущество организаций

 

С 1 января 2013 г. не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с указанной даты (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). В первую очередь это изменение касается транспортных средств. Напомним, что ранее вопрос об обложении имущества одновременно налогом на имущество организаций и транспортным налогом был проблемным. Эта ситуация стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Определении от 14.12.2004 N 451-О указал на правомерность взимания двух налогов в отношении транспортного средства. Суд отметил, что двойного налогообложения в данном случае не возникает, так как объект и налоговая база у каждого налога установлены на основании различных характеристик. Теперь этот вопрос решен в пользу налогоплательщика.

Кроме того, с 2013 г. объектом обложения налогом на имущество организаций не признаются также:

— объекты культурного наследия федерального значения (подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ);

— ядерные установки для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов (подп. 4 п. 4 ст. 374 НК РФ);

— ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания (подп. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ);

— космические объекты (подп. 6 п. 4 ст. 374 НК РФ);

— суда, зарегистрированные в РМРС (подп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Соответствующие п. п. 5, 9, 10, 12 и 18 ст. 381 НК РФ, которыми ранее были предусмотрены налоговые льготы для организаций в отношении перечисленного имущества, утратили силу. Таким образом, налогоплательщик не должен будет заполнять декларацию в отношении указанного имущества.

 

 

Земельный налог (глава 31 НК РФ)

 

Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ

 

1. Установлена предельная ставка налога в отношении

земельных участков, ограниченных в обороте

 

С 1 января 2013 г. установленная представительными органами муниципальных образований ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости такого участка (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

 

2. Если ставки земельного налога актами органов

местного самоуправления не определены, то применяются

предельные значения ставок

 

В новом п. 3 ст. 394 НК РФ установлено, что если ставки земельного налога не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), то налогообложение производится по ставкам, предусмотренным в п. 1 указанной статьи.

 

 

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд

обязательного медицинского страхования и территориальные

фонды обязательного медицинского страхования

 

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ,

Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ

 

1. Проидексирована предельная величина базы для начисления

страховых взносов во внебюджетные фонды

 

Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы во внебюджетные фонды, ежегодно индексируется (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Размер указанной предельной величины определяется Правительством РФ.

С 1 января 2013 г. предельная величина, которая в 2012 г. равнялась 512 000 руб., индексируется в 1,11 раза (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276). При этом сумма 500 руб. и более округляется до тысячи, а менее 500 руб. отбрасывается. Соответственно, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в 2013 г. не должна превышать 568 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных

категорий плательщиков

 

Пунктом 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин.

С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):

— в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ): 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее);

— в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (например, работа с тяжелыми условиями труда, работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее).

Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.

Следует отметить, что ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.

 

 

3. Скорректирован порядок признания иностранных

граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ,

застрахованными лицами в сфере обязательного

пенсионного страхования

 

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей с 1 января 2012 г.) на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начислялись пенсионные взносы, если с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ данные правила скорректированы. Теперь указанные лица признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию, если с ними заключены трудовые договоры на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Напомним, что на выплаты в отношении указанных лиц пенсионные взносы начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения такого застрахованного лица (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

https://www.ingos.ru/auto/osago?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=active:b2c%7Cgeo:msk%7Csystem:search%7Ctype:brand%7Cname:generic_conv%7Cdate:2024&utm_term=---autotargeting&utm_content=id%7C47584867682_47584867682%7Ccid%7C85513875%7Cgid%7C5161807078%7Caid%7C13786548650%7Cadp%7Cno%7Cpos%7Cpremium%7Csrc%7Csearch_none%7Cdvc%7Cdesktop_%7Creg%7C%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0_2024&yclid=7666801703040581631

 5C7FMwRgLbDYL

BmuHdXFNDrJcLdNFZN

n5KK24nMibSM42Wkx6j

BJ7SZGwLiP6NCy