ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 2014 ГОДА

 Досудебный порядок обжалования обязателен

С 1 января 2014 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ). Из указанного порядка обжалования установлено два исключения. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ). А во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ). Данные изменения были внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ еще 3 августа 2013 г. Однако до 1 января 2014 г. норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании ст. 101 НК РФ (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ).

Следует отметить, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок.

 Введены новые основания для истребования

у налогоплательщика пояснений, а также документов

при проведении камеральной проверки

1 января 2014 г. в Налоговом кодексе РФ появились новые основания для истребования у налогоплательщика пояснений при проведении камеральной проверки. Соответствующие изменения были внесены в ст. 88 НК РФ. Согласно ранее действовавшей редакции п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган, проводящий камеральную проверку декларации, истребовал у налогоплательщика пояснения в следующих случаях:

— выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете);

— выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в представленных документах;

— выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе мероприятий налогового контроля.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета). Данные пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ аналогичное право предоставлено налоговому органу в случае камеральной проверки декларации (расчета) с заявленной суммой убытка. В пояснениях следует обосновать его размер.

Вместе с пояснениями налогоплательщик вправе также дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет). Соответствующие уточнения внесены в п. 4 ст. 88 НК РФ.

Если же уточненная декларация (расчет) с уменьшенной суммой налога к уплате будет представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей декларации (расчета), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика:

— первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета);

— аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.

Это касается и представленной по истечении указанного срока уточненной декларации, в которой увеличена сумма полученного убытка.

Соответствующие правила установлены п. 8.3 ст. 88 НК РФ.

Обращаем внимание, что правила ст. 88 НК РФ с 1 января 2014 г. распространяются и на иных лиц, которые обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) (п. 10 ст. 88 НК РФ). Напомним, что таковыми являются, в частности, организации и предприниматели, применяющие УСН, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ).

 Сумма налога исчисляется в полных рублях

С 1 января 2014 г. ст. 52 НК РФ дополнена п. 6, согласно которому суммы налогов необходимо исчислять в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля. Напомним, что данная статья регулирует порядок исчисления налога.

В ранее действовавшей редакции Налогового кодекса РФ было предусмотрено несколько случаев округления стоимостных показателей: сумма НДФЛ, стоимостные показатели в декларации по ЕНВД, а также ставка НДПИ при добыче определенными категориями налогоплательщиков газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья (п. 4 ст. 225, п. 11 ст. 346.29 и подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ). Для других налогов, за исключением водного, положение о порядке округления установлено в соответствующих приказах Минфина России и ФНС России об утверждении порядка заполнения декларации по конкретному налогу (см., например, п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@), п. 17 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н)).

Подобная ситуация приводила к тому, что фактически нормативные правовые акты, содержащие требование об округлении показателей, противоречили Налоговому кодексу РФ.

 Банки будут сообщать налоговым органам об открытии

счетов физлицами, не являющимися предпринимателями

С 1 июля 2014 г. банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физлицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов). Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 86 НК РФ.

Кроме того, 1 июля 2014 г. вступит в силу новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ, в котором урегулирован порядок предоставления банком справок о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) организаций и предпринимателей. Согласно редакции, действующей до 1 июля 2014 г., инспекция вправе запросить эти сведения, в частности, в случае проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и предпринимателей. В соответствии с новой редакцией инспекция сможет запросить сведения у банка в случае проведения налоговых проверок указанных лиц или в случае истребования у них документов (информации) на основании ст. 93.1 НК РФ. Напомним, что в силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. При этом сведения могут быть истребованы как у участников сделки, так и у иных лиц, которые располагают документами (информацией) о ней.

Следует отметить, что справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) у физлиц, не являющихся предпринимателями, справки об остатках денежных средств на их счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на их счетах, по их вкладам (депозитам), справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств такими физлицами налоговый орган вправе запросить у банка только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Сделать соответствующий запрос возможно исключительно в случаях проведения налоговых проверок в отношении таких физлиц или истребования у них документов (информации) в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Напомним, что на основании указанного пункта документы (информация) истребуются при проведении налоговой проверки, а также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

 Уточнен состав правонарушения за непредставление

в установленный срок налоговой декларации

С 1 января 2014 г. изменена ст. 119 НК РФ, которая устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Из п. 1 данной статьи исключено указание на субъекта правонарушения — налогоплательщика. Таким образом, с 1 января 2014 г. могут быть оштрафованы по ст. 119 НК РФ, например, налоговые агенты по НДС.

Напомним, что до внесения этих изменений вопрос привлечения таких лиц к ответственности по ст. 119 НК РФ являлся спорным. Суды исходили из того, что налоговых агентов нельзя оштрафовать по ст. 119 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.05.2007 N А78-7944/06-С2-8/439-Ф02-2657/07, ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2007 N А56-24960/2005). За непредставление декларации налоговый агент несет ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ (см. Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2008 N Ф09-4562/08-С2 (Определением ВАС РФ от 26.11.2008 N ВАС-12243/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Следует отметить, что штраф, предусмотренный ст. 119 НК РФ, выше, чем санкция, установленная ст. 126 НК РФ. Кроме того, с 1 января 2014 г. оштрафовать по ст. 119 НК РФ можно и лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога.

 Урегулирован вопрос об ответственности

при непредставлении документов и информации контрагентом

проверяемого налогоплательщика

С 1 января 2014 г. урегулирован вопрос о разграничении ответственности по ст. ст. 126 и 129.1 НК РФ при непредставлении документов и информации контрагентом проверяемого налогоплательщика в порядке ст. 93.1 НК РФ. С указанной даты вступили в силу уточнения п. 6 ст. 93.1 НК РФ. Теперь согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ штраф по ст. 126 НК РФ будут взимать за непредставление истребованных документов (непредставление в установленные сроки), а по ст. 129.1 НК РФ — за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации.

Напомним, что налоговый орган вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц, располагающих документами или информацией о деятельности такого налогоплательщика, данные документы и информацию (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

 За непредставление налоговому органу сведений

о налогоплательщике можно привлекать к ответственности

не только организации, но и физических лиц

(в том числе предпринимателей)

С 1 января 2014 г. к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ можно привлекать не только организации, но и физических лиц (в том числе предпринимателей). Размер штрафа для предпринимателей составляет такую же сумму, как и для юрлиц — 10 тыс. руб. Кроме того, в данной норме установлена санкция и для физлиц, не являющихся предпринимателями, — 1 тыс. руб.

 За грубое нарушение правил учета доходов

и расходов и объектов налогообложения будут штрафовать

не только организации

С 1 января 2014 г. из ст. 120 НК РФ, которая устанавливает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, исключено указание на субъект правонарушения. До названной даты по данной статье оштрафовать можно было только организацию.

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ)

 Посредники — неплательщики НДС при ведении деятельности

в интересах плательщика данного налога должны вести журнал

учета полученных и выставленных счетов-фактур

С 1 января 2014 г. посредники, не являющиеся плательщиками НДС (например, лица, применяющие УСН), в случае выставления или получения счетов-фактур при осуществлении деятельности в интересах другого лица обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Данная обязанность предусмотрена п. 3.1 ст. 169 НК РФ. Пока указанный журнал представлять в налоговый орган не нужно. Такая обязанность появится в 2015 г. (п. 5.2 ст. 174 НК РФ, подп. «б» п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

 Декларации по НДС необходимо представлять

только в электронной форме

Начиная с 1 января 2014 г. плательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны представлять декларации по данному налогу только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Минфин России в Письме от 08.10.2013 N 03-07-15/41875 разъяснил следующее. Поскольку поправки вступают в силу 1 января 2014 г., положение о представлении декларации по НДС только в электронной форме применяется начиная с отчетности за I квартал 2014 г. Соответственно, при представлении декларации за IV квартал 2013 г., а также уточненных деклараций за налоговые периоды, предшествующие 1 января 2014 г., налогоплательщики вправе руководствоваться старой редакцией п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ. Указанное разъяснение направлено нижестоящим налоговым органам Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18592. Аналогичный вывод содержится в Письме ФНС России от 15.10.2013 N ЕД-4-15/18437.

Соответствующие изменения также внесены в п. 3 ст. 80 НК РФ.

Следует отметить, что налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС или являются налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, вправе представлять декларацию по НДС на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ). Это правомерно в том случае, если такие налоговые агенты не отнесены к числу крупнейших налогоплательщиков и среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

Кроме того, необходимо обратить внимание налоговых агентов на то, что с 1 января 2014 г. изменена ст. 119 НК РФ, которая устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Из п. 1 данной статьи исключено указание на субъекта правонарушения — налогоплательщика. Таким образом, с 1 января 2014 г. оштрафовать по ст. 119 НК РФ можно и налоговых агентов.

 Неплательщиков НДС можно будет оштрафовать

за несвоевременное представление декларации

по данному налогу

1 января 2014 г. вступила в силу новая редакция п. 5 ст. 174 НК РФ, согласно которой декларацию по НДС должны представлять в том числе лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. Подавать ее нужно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Следует отметить, что с 1 января 2014 г. изменена и ст. 119 НК РФ, которая устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Из п. 1 данной статьи исключено указание на субъекта правонарушения — налогоплательщика. Таким образом, с 1 января 2014 г. оштрафовать по ст. 119 НК РФ можно и лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога.

 

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

 В 2014 г. предельная величина для признания в расходах

процентов по долговым обязательствам осталась прежней

Проценты по долговым обязательствам для целей налога на прибыль нормируются. Согласно п. 1.1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, учитываемых в расходах, с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г. включительно принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на 1,8 — при оформлении долгового обязательства в рублях или на 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Действие указанных лимитов Федеральным законом от 02.11.2013 N 306-ФЗ (далее — Закон N 306-ФЗ) продлено на весь 2014 г. (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

 С 2014 г. можно перейти с нелинейного метода

начисления амортизации на линейный

С 1 января 2009 г. действует норма, согласно которой в отношении всего амортизируемого имущества налогоплательщик вправе применять только один из методов амортизации — либо линейный, либо нелинейный (абз. 2 п. 3 ст. 259 НК РФ). Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в восьмую — десятую амортизационные группы, амортизация по которым начисляется только с использованием линейного метода (абз. 1 п. 3 ст. 259 НК РФ).

Выбранный метод отражается в учетной политике, и изменить его можно лишь с начала очередного налогового периода, причем переходить с нелинейного метода на линейный можно не чаще чем один раз в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ). В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ до 1 января 2009 г. налогоплательщики были обязаны определить в учетной политике метод амортизации, применяемый с указанной даты.

Таким образом, если тогда был выбран нелинейный метод, то перейти на линейный можно не ранее 1 января 2014 г. Данные разъяснения содержатся в Письмах ФНС России от 23.12.2011 N ЕД-4-3/22006@ (п. 1) и Минфина России от 24.04.2012 N 03-03-10/41 (п. 1), от 13.03.2012 N 03-03-06/1/127, от 21.02.2011 N 03-03-06/2/36.

Следует отметить, что для перехода с линейного метода начисления амортизации на нелинейный подобных ограничений установлено не было. Такой переход налогоплательщик вправе осуществить с начала любого налогового периода.

 В целях налогообложения прибыли дополнен

перечень нематериальных активов

Нематериальными активами в целях исчисления налога на прибыль признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). В п. 3 ст. 257 НК РФ приведен открытый перечень некоторых нематериальных активов. С 1 января 2014 г. в него включено исключительное право на аудиовизуальные произведения. Теперь в отношении указанного нематериального актива действует норма: налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет (абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ).

Следует отметить, что Минфин России в Письме от 25.11.2013 N 03-03-06/1/50585 по вопросу определения срока полезного использования аудиовизуального произведения сообщил, что к нематериальным активам, введенным в эксплуатацию в 2013 г., применяется порядок определения срока их полезного использования, действовавший до 1 января 2014 г. (абз. 1 п. 2 ст. 258 НК РФ).

 Повышающий коэффициент к основной норме амортизации

по объектам, используемым в условиях агрессивной среды

и (или) повышенной сменности, не применяется к объектам,

принятым на учет с 1 января 2014 г.

В отношении отдельных основных средств налогоплательщики вправе начислять амортизацию с использованием повышающего коэффициента. В частности, согласно подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ специальный коэффициент, но не выше 2, может применяться в отношении основных средств, которые используются для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Однако это правило действует, если такие объекты были приняты на учет до 1 января 2014 г. Соответственно, если принятие на учет произошло после указанной даты, то специальный коэффициент не применяется.

 Установлен запрет на применение нескольких повышающих

коэффициентов амортизации в отношении одного

основного средства

Согласно ст. 259.3 НК РФ при начислении амортизации в некоторых случаях налогоплательщики вправе применять специальные коэффициенты. В результате их использования происходит сокращение либо увеличение срока полезного использования соответствующих объектов основных средств (абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ).

С 1 января 2014 г. законодательно закреплен запрет на одновременное применение к основной норме амортизации нескольких повышающих коэффициентов (п. 5 ст. 259.3 НК РФ).

 Расходы на рекламные мероприятия при кино-

и видеообслуживании не нормируются

Расходы на рекламу, не указанные в абз. 24 п. 4 ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой согласно ст. 249 НК РФ. Упомянутые в абз. 24 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу учитываются без ограничений. С 1 января 2014 г. в абз. 2 указанной нормы внесено дополнение, согласно которому расходы на проведение рекламных мероприятий при кино- и видеообслуживании не нормируются.

 

 Уточнен порядок определения первоначальной стоимости

амортизируемого имущества, созданного с использованием

бюджетных целевых средств

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ (в ред., действовавшей до 1 января 2014 г.) имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, признается амортизируемым, но амортизации не подлежит. На практике иногда возникает необходимость определить первоначальную стоимость указанного имущества, например в случае его реконструкции за счет собственных средств. Это связано с тем, что затраты на реконструкцию (достройку, модернизацию, дооборудование) основных средств увеличивают их первоначальную стоимость в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 257 НК РФ). С 1 января 2014 г. уточнен порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Она исчисляется как разница расходов на приобретение, сооружение, доставку и доведение до состояния, в котором объект пригоден для использования (за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ), и затрат, произведенных за счет указанных бюджетных средств.

 

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)

 Изменились лимиты доходов для целей применения УСН

Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 утверждены коэффициенты-дефляторы на 2014 г.

В целях применения УСН коэффициент-дефлятор на 2014 г. установлен в размере 1,067. На этот коэффициент корректируется размер максимального дохода организации, полученного за девять месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на спецрежим (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Следовательно, для перехода на УСН с 1 января 2015 г. верхний предел поступлений за указанный период 2014 г. составит 48,015 млн руб.

В таком же порядке корректируется и определяемая по итогам отчетного (налогового) периода величина дохода, при превышении которой налогоплательщик утрачивает право на применение УСН (абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Соответственно, в 2014 г. с учетом коэффициента-дефлятора в размере 1,067 указанная максимальная сумма доходов составляет 64,02 млн руб.

Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2013 год был установлен в размере, равном 1 (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).

Единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ)

 На 2014 г. установлен коэффициент-дефлятор, на который

умножается базовая доходность

В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются предусмотренные указанным пунктом физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность. Согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ базовая доходность корректируется (умножается), в частности, на коэффициент К1, называемый коэффициент-дефлятор.

Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 утверждены коэффициенты-дефляторы на 2014 г.

Для целей применения ЕНВД его значение составляет 1,672.

Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ)

 Скорректированы порядок и условия начала и прекращения

применения патентной системы налогообложения

В Налоговом кодексе РФ (в редакции, действовавшей до  января 2014 г.) было установлено, что патент выдается индивидуальному предпринимателю по месту его постановки на учет в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН (абз. 3 п. 1 ст. 346.45 НК РФ).

Заявление на получение патента предприниматель подает в инспекцию по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения указанного спецрежима (п. 2 ст. 346.45 НК РФ). Соответственно, чтобы получить патент, физлицо уже должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

С 2014 г. физлицо может применять ПСН со дня государственной регистрации в качестве предпринимателя. Для этого заявление на получение патента нужно подать в инспекцию по месту жительства одновременно с документами, предусмотренными для регистрации. В данном случае действие патента начинается со дня регистрации индивидуального предпринимателя (абз. 2 п. 2 ст. 346.45 НК РФ). Предприниматель со дня его госрегистрации подлежит постановке на учет в качестве плательщика, применяющего ПСН (абз. 2 п. 1 ст. 346.46 НК РФ в новой редакции).

Согласно п. 8 ст. 346.45 НК РФ о прекращении деятельности или об утрате права на применение спецрежима предприниматель обязан заявить в инспекцию в течение 10 календарных дней. С января 2014 г. эта норма дополнена положением, в соответствии с которым заявление об утрате права на применение ПСН и о переходе на общий режим налогообложения предприниматель может подать в любую инспекцию, в которой он состоит на учете в качестве плательщика, применяющего этот спецрежим. В таком заявлении должны быть указаны реквизиты всех имеющихся патентов с не истекшим на дату подачи заявления сроком действия. Форма заявления об утрате права на применение ПСН должна быть утверждена ФНС России. Напомним, что в настоящее время Приказом ФНС России от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@ утверждены рекомендуемые формы заявлений о прекращении деятельности (форма N 26.5-4) и об утрате права на применение ПСН (форма N 26.5-3).

  Дополнен порядок постановки и снятия с учета

предпринимателя в качестве плательщика, применяющего

патентную систему налогообложения

Согласно п. 1 ст. 346.46 НК РФ налоговый орган, в который предприниматель обратился с заявлением на получение патента, осуществляет его постановку на учет в качестве плательщика, применяющего ПСН. В соответствии с дополнениями в указанное положение, вступившими в силу с января 2014 г., подача предпринимателем в эту же инспекцию заявления на получение другого патента не влечет его повторной постановки на учет в данном качестве. Отметим, что ранее аналогичные разъяснения давала ФНС России в Письме от 29.12.2012 N ПА-4-6/22635@. Как отмечено в этом Письме, сведения о выданном патенте вносятся налоговым органом в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Кроме того, уточнены положения о снятии с учета предпринимателя, применяющего ПСН. По общему правилу, содержащемуся в п. 2 ст. 346.46 НК РФ, снятие с учета такого плательщика осуществляется в течение пяти дней со дня окончания срока действия патента. Теперь в указанной норме установлено, что если налоговый орган выдал предпринимателю одновременно несколько патентов, то снятие с учета производится по истечении срока действия всех патентов. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 29.12.2012 N ПА-4-6/22635@.

Помимо этого, дополнен п. 3 ст. 346.46 НК РФ: также в течение пяти дней предприниматель снимается с учета на основании сообщения налогового органа, получившего заявление налогоплательщика об утрате права на применение ПСН и переходе на общий режим налогообложения. Если предприниматель в установленный срок не уплатил налог, он снимается с учета в течение пяти дней с момента истечения срока уплаты налога.

 Проиндексированы минимальный и максимальный размеры

потенциально возможного к получению годового дохода

Согласно п. 7 ст. 346.43 НК РФ минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. рублей, а его максимальный размер не может превышать 1 млн. рублей. Исключения из такого правила перечислены в п. 8 рассматриваемой статьи. На основании п. 9 данной статьи минимальный и максимальный размеры указанного дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, принятый на соответствующий календарный год.

В пределах полученных значений законодательные (представительные) органы субъектов РФ устанавливают значения такого дохода для целей применения патентной системы налогообложения (п. 7 ст. 346.43 НК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 утверждены коэффициенты-дефляторы на 2014 г. В целях ПСН данный коэффициент равен 1,067. Соответственно, органы власти субъектов РФ вправе установить на следующий год потенциальный годовой доход для целей расчета стоимости патента по различным видам деятельности в пределах от 106,7 тыс. руб. до 1,067 млн руб. (п. п. 7 и 9 ст. 346.43 НК РФ).

Отметим, что на 2013 год был утвержден коэффициент-дефлятор в размере, равном 1 (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)

 Введены повышающие коэффициенты для расчета

транспортного налога в отношении дорогих автомобилей

С 1 января 2014 г. п. 2 ст. 362 НК РФ дополнен положениями, устанавливающими, в частности, следующее: при исчислении суммы налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей должен применяться повышающий коэффициент (абз. 3 указанного пункта).

Данный коэффициент определяется в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Так, сумма транспортного налога будет умножаться:

— на 1,5, 1,3 или 1,1 в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более одного, двух или трех лет соответственно (абз. 4, 5 и 6 п. 2 ст. 362 НК РФ);

— 2, если средняя стоимость автомобиля составляет от 5 до 10 млн руб. и с года выпуска прошло не более пяти лет (абз. 7 п. 2 ст. 362 НК РФ);

— 3, если с года выпуска транспортного средства стоимостью от 10 до 15 млн руб. прошло не более 10 лет. Этот коэффициент будет использоваться также в случаях, если автомобиль выпущен не более 20 лет назад и его средняя стоимость превышает 15 млн руб. (абз. 8 и 9 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Абзацем 10 п. 2 ст. 362 НК РФ установлено, что указанные сроки рассчитываются начиная с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Следует отметить, что в данной норме прямо не предусмотрено, учитывается ли при исчислении срока сам год выпуска. В связи с этим могут возникнуть спорные ситуации.

Согласно абз. 11 п. 2 ст. 362 НК РФ порядок расчета средней стоимости транспортных средств определяет Минпромторг России. Кроме того, названное ведомство обязано ежегодно до 1 марта включительно размещать на своем официальном сайте перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ)

 Выделен ряд объектов недвижимости, в отношении которых

база по налогу на имущество организаций может определяться

как кадастровая стоимость

По общему правилу база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). С 1 января 2014 г. в отношении отдельных объектов недвижимости указанный налог может исчисляться на основании их кадастровой стоимости по состоянию на 1-е число очередного налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ). Отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ стоимость таких объектов не учитывается при расчете среднегодовой стоимости имущества налогоплательщика.

Новому порядку исчисления налоговой базы посвящена ст. 378.2 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 378.2 база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:

— административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них (подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). В п. п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ приведены определения понятий «административно-деловой центр» и «торговый центр (комплекс)» соответственно. Критерием отнесения к такому имуществу является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен центр, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях;

— нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Фактическим использованием нежилого помещения в этих целях признается использование не менее 20 процентов площади помещения для размещения указанных объектов (п. 5 ст. 378.2 НК РФ);

— объектов недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство (подп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Напомним, что ранее такие налогоплательщики исчисляли базу на основании инвентаризационной стоимости указанного имущества (п. 2 ст. 375 и п. 5 ст. 376 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2014 г.).

В силу п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).

Ежегодно не позднее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. не позднее 1 января, перечень имущества, которое относится к первым двум категориям, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Этот же орган направляет такой перечень в электронной форме в инспекции по месту нахождения объектов недвижимости и размещает его на официальном сайте. Если в течение года выявлены иные объекты, не включенные в перечень, то они вносятся в список, устанавливаемый на следующий налоговый период (п. 10 ст. 378.2 НК РФ). Необходимо отметить, что состав сведений, которые должны быть включены в перечень, определяет ФНС России (п. 8 ст. 378.2 НК РФ). Однако до принятия налоговым ведомством данного акта соответствующие полномочия предоставлены высшему исполнительному органу госвласти субъекта РФ по согласованию с ФНС России (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).

 

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального

страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского

страхования и территориальные фонды обязательного

медицинского страхования

  Предельная величина базы для начисления страховых

взносов в 2014 г. составит 624 тыс. руб.

В ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов. В соответствии с ч. 5 названной статьи данная величина ежегодно индексируется с учетом роста заработной платы в России. Размер указанной величины рассчитывается и утверждается Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 с 1 января 2014 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов, равная в 2013 г. 568 тыс. руб., увеличилась в 1,098 раза и составляет 624 тыс. руб. Напомним, что полученная после индексации предельная величина должна быть выражена в полных тысячах рублей: сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Необходимо обратить внимание, что база для начисления взносов с выплат и вознаграждений в пользу каждого физлица определяется нарастающим итогом с начала года (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

  Продлено действие некоторых льготных тарифов

по обязательным страховым взносам

До 2018 г. включительно продлено действие льготных тарифов страховых взносов для следующих плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам:

— применяющих УСН организаций и предпринимателей, основной вид деятельности которых входит в перечень, включенный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ);

— уплачивающих ЕНВД аптечных организаций, — применяющих УСН некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений- применяющих УСН благотворительных организаций (п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

— применяющих ПСН предпринимателей, за исключением тех, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подп. 19, 4547 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

 Повысились дополнительные тарифы страховых взносов

для отдельных категорий плательщиков

В 2014 г. плательщики страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых указаны в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, применяют дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 6 процентов. В 2013 г. данный тариф составлял 4 процента (ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых перечислены в подп. 218 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в 2014 г. применяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 4 процентов вместо 2 процентов в предыдущем году (ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Напомним, что страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

  Изменен порядок определения размера пенсионных взносов,

уплачиваемых предпринимателями, адвокатами

и нотариусами за себя

С 1 января 2014 г. изменен порядок определения фиксированного размера пенсионных взносов для предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР самозанятыми гражданами за себя, теперь определяется в зависимости от того, превысила ли величина доходов пороговую сумму в 300 тыс. руб.

Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо перечислить фиксированный платеж (п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2014 г. его размер составляет 17 328 руб. 48 коп. Расчет платежа: МРОТ (действующий на начало 2014 г.) x 12 x 26 процентов,

где:

МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ) с 1 января 2014 г. МРОТ составляет 5554 руб. в месяц;

26 процентов — тариф пенсионных взносов, установленный п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Если доходы плательщика взносов за расчетный период превысят 300 тыс. руб., то в ПФР необходимо будет перечислить указанный фиксированный платеж плюс 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 Пенсионные взносы (начиная с расчетного периода 2014 г.)

необходимо будет перечислять одним платежным документом

Начиная с расчетного периода 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный и последующие периоды перечисляются в ПФР одной платежкой без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии. При оформлении расчетного документа следует применять КБК, предназначенный для учета платежей, поступивших в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Такие положения содержатся в новой ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее — Закон N 167-ФЗ), которая озаглавлена «Единый расчетный документ».

После того как денежные средства поступят в ПФР, пенсионный фонд самостоятельно перечислит сумму страховых взносов, предназначенных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на отдельный счет ПФР (п. 2 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ). Учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо (п. 1 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ).

В соответствии с ранее действовавшим порядком пенсионные взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе перечислялись двумя платежными документами с указанием разных КБК. Работодатель самостоятельно распределял платежи, предназначенные на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (ст. ст. 33, 33.1 Закона N 167-ФЗ).

Поясним, что данные поправки связаны с введением нового порядка выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения.

Обязательное социальное страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи с материнством

 Индексация детских пособий в 2014 г.

На 2014 г. установлен размер индексации предусмотренных ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ пособий гражданам, имеющим детей. Указанные пособия проиндексированы на коэффициент 1,05 (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ). Отметим, что в Письме ФСС РФ от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244 разъясняется следующее: сумма пособия не округляется до целых рублей; его величину с учетом прошлогодней индексации необходимо умножить на новый коэффициент.

Таким образом, в 2014 г. размер пособий составляет:

— единовременное пособие при рождении ребенка — 13 741 руб. 99 коп. (13 087,61 x 1,05);

— пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности — 515 руб. 33 коп. (490,79 x 1,05).

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет:

— за первым ребенком — 2576 руб. 63 коп. (2453,93 x 1,05);

— за вторым и последующими детьми — 5153 руб. 24 коп. (4907,85 x 1,05).

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

ИНН 7706194505
Erid 5C7FMwRgLbDYLBmuHdXFND
rJcLdNFZNn5KK24nMibSM
42Wkx6jBJ7SZGwLiP6NCy