28 мая 2014 года в Москве (в пресс-особняке «АиФ») состоялось итоговое заседание (итоговая секция) Московского экономического форума (МЭФ) «Налоговые стимулы для модернизации промышленности»

В данном мероприятии принял участие Косарев А.С. — заместитель начальника отдела по взаимодействию с регионами и организации перевозок Российского автотранспортного союза.

          К дискуссии были предложены следующие вопросы:

·         Какие налоговые льготы сулит промышленникам новый закон «О промышленной политике»?

·         Как превратить инвестиционную налоговую льготу (вычет) и налоговый кредит в инструмент развития приоритетных направлений промышленности?

·         Упрощение налогового администрирования: 5 первоочередных шагов.

·         Какие налоговые льготы нужны предприятиям особых зон: Сибири, Дальнего Востока, предприятиям малых городов?

·         За счет каких льгот зарубежные государства стимулируют производство и промышленный экспорт?

 

В рамках заседания эксперты обсудили налоговые меры, которые будут способствовать развитию отечественного бизнеса вне зависимости от введения западных санкций. По итогам секции участники внесли предложения по введению «разумных налогов» и усовершенствованию системы в целом.

Сегодня очевидно для всех: для власти, промышленников и налоговых экспертов, налоговая система России требует изменений, она плохо выполняет фискальную и стимулирующую функции. Что сделать для того, чтобы денежные средства вкладывались в производство?

По мнению сопредседателя Форума Константина Бабкина, для успешного развития экономики России, налоговую систему страны необходимо изменить в направлении снижения налогообложения инвестиций и модернизации производств. Он также считает, что необходимо обнулить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциз для внутреннего рынка, а выпадающие доходы бюджета сбалансировать ростом экспортных пошлин на сырьевые ресурсы.

«Необходимо отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортерам сырья», — отметил он. К. Бабкин рассказал, на примере налоговой системы Китая, что увеличить инвестиции в глубокую переработку товаров можно с помощью изменения системы возврата НДС на сырье. «В Китае, если ты вывозишь грубое сырье, НДС не возвращается, а если продукт переработки — возвращается с определенным коэффициентом», — подчеркнул промышленник. Он также отметил, что такая мера не противоречит регламентам ВТО.

Также, по мнению К. Бабкина, от ряда налогов стоит освободить предприятия, обладающие производственным имуществом и занимающиеся сельским хозяйством.

Кроме того, по мнению промышленника, «назрела пора ввести прогрессивную шкалу налогообложения». Это покажет, что государство следит за тем, что богатство в обществе распределяется равномерно. При этом он подчеркнул, что «такая шкала не должна привести к оттоку капитала и «наказанию» успешных предпринимателей».

Вместе с тем заместитель Председателя комитета ГД по экономической политике Николай Арефьев считает, что необходимо упразднить налог на добавленную стоимость (НДС). «Необходимо убрать НДС, уничтожить его как класс», — заявил Н.Арефьев. «Его не было в СССР, его нет в Соединенных Штатах Америки. Почему-то они обходятся без него», — подчеркнул депутат. Кроме того он добавил что «пока все деньги, размещенные на Западе, мы не вернем в страну и не отдадим на кредитование, мы будем зависеть от Запада, и никогда наша экономика не вздохнет, потому что кредиты будут недосягаемые».

Вице-президент ЭАЦ «Модернизация» Михаил Абрамов, отметил, что рассчитывать НДС необходимо «прямым способом», а также значительно упростить налоговую отчетность.

Эту же мысль продолжил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, необходимо избавить малый бизнес от налогов. «Налоги с него — это копейки, но это очень серьезная проблема для малого бизнеса, потому что нужно заполнять безумное количество никому не нужных налоговых бумаг», — сказал М. Делягин. Он добавил, что нужно ввести «налоговые каникулы» в этом сегменте хотя бы на 5 лет. Также, по мнению М.Делягина, в России необходимо повышать критерии, по которым бизнес относится к категории малого. «У нас эти критерии искусственно занижены», — подчеркнул он.

Председатель комитета по налогам Деловой России Марина Зайкова добавила, что налоговые стимулы для модернизации промышленности в первую очередь нужно вводить в Дальневосточном и Сибирском округах. «Молодые специалисты оттуда просто бегут из-за отсутствия квалифицированных рабочих мест и предприятий», — сказала она. По мнению М.Зайковой, этим регионам стоит упростить налогообложения и дать некоторые налоговые льготы для привлечения молодых специалистов.

По итогам секции, участники вынесли 7 основных предложений

по модернизации налоговой системы России

1. Упростить налоговую отчетность до 1-2-х листов.

Согласно отчету Всемирного банка, подготовка налоговых документов в России отнимает у налогоплательщиков в 2 раза больше времени, чем в среднем по странам ОЭСР. Объем любой декларации (налогового отчета) по любому налогу можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, налоговые вычеты, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Мера коснется 100% российских предприятий, прозрачность налоговой отчетности компаний значительно возрастет.

2. Установить инвестиционную премию по налогу на прибыль в размере 100 %.

Разрешить списывать затраты на приобретение основных производственных фондов непосредственно в год их приобретения. Это не приведет к потерям бюджета в перспективе, так как списание затрат в первый год увеличивает базу налога на прибыль в последующие годы. Мера может стать мощным стимулом для распределения прибыли не в пользу потребления, а в пользу инвестиций.

3. Перенести сырьевые налоги (НДПИ, акцизы) с внутреннего рынка на внешние поставки (экспортные пошлины).

Обнулить НДПИ и акцизы, которые влекут за собой удорожание сырьевых ресурсов на внутреннем рынке. Это позволит снизить их стоимость для промышленности и населения в 2 раза.

4. Рассчитывать НДС, подлежащий уплате в бюджет, «прямым» способом.

Существующий порядок расчета налога путем выставления счетов-фактур приводит к огромному количеству мошенничеств с возмещением НДС и, как следствие, к проблемам для добросовестных налогоплательщиков. НДС равен произведению добавленной стоимости (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов) и ставки налога. Если рассчитывать НДС прямым способом, то возмещения НДС будут не нужны.

5. Отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортерам сырья и полусырья (нефти и нефтепродуктов, газа, удобрений, металлов по примеру Китая).

6. Отменить налог на имущество предприятий реального сектора.

Это мера позволит несколько уравнять конкурентные позиции российской промышленности по отношению к другим развитых странам, в которых этого налога не существует.

7. Отменить все формы прямого налогообложения сельхозтоваропроизводителей в России до 2020 года.

Сумма сельхозналога составляет 9% выручки. Выпадающие налоги не являются существенными для бюджета государства и могут быть скомпенсированы за счет интенсивности развития отрасли.

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.